Дисграфия – это частичное
специфическое нарушение процесса письма. Письмо
представляет собой сложную форму речевой
деятельности, многоуровневый процесс. В нем
принимают участие различные анализаторы:
рече-слуховой, рече-двигатедьный, зрительный,
общедвигательный. Между ними в процессе письма
устанавливается тесная связь и
взаимообусловленность. Структура этого процесса
определяется этапом овладения навыком, задачами
и характером письма.
У детей с дисграфией отмечается
несформированность многих высших и пастических
функций: зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений,
слухопроизносительной дифференциации звуков
речи, фонематического, слогового анализа и
синтеза, деление предложений на слова,
лексико-грамматического строя речи расстройства
памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Если ребенок не различает некоторые
речевые звуки на слух (проверять это можно
начиная с двухлетнего возраста), а после четырех
все еще сохраняются аграмматизмы, если после
пяти лет в его устной речи имеются звуковые
замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет
простейшими формами звукового анализа или
обнаруживается несформированность
зрительно-пространственных представлений, то ни
каким образом ребенок не может овладеть
полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения
письменной речи у школьников можно, почти
безошибочно, предсказать уже в дошкольном
возрасте, определив при этом, даже вид будущей
дисграфии.
Замена и искажения букв стали довольно
распространенной проблемой начальной школы, и
педагоги пришли к выводу, что профилактику
дисграфии нужно проводить как можно раньше,
когда ребенок только начинает знакомиться с
графическим изображением букв.
Предлагаю дома выполнять с детьми 6-7 лет серию заданий, направленных на профилактику дисграфии.
Занимательные задания:
- Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;
- Обвести букву по точкам;
- Слепить букву из пластилина;
- Выложить контур буквы из палочек или пуговиц (спичек, природного материала);
- Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;
- “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой).
- Определить на что похожа буква;
- Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);
- Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
- Обвести правильную букву (красным или синим цветом)
- Восстановить букву;
- Собрать букву из двух половинок;
- Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;
- Прочитать слово по пол-букве.
- Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;
- Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;
- “Собрать” буквы ;
- Работа с изографами.
Звуковые игры
Итак, звуковые игры. Какие они?
Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К». На следующее
утро поменяйте звук.
Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас
названий городов, можно «попутешествовать по карте». То есть мы должны
сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к
звукам речи.
Следующий шаг — знакомство со сказочным городом, где «родились все
буквы». «Есть на речке на Чернильной город маленький не пыльный. С
незапамятных времен Буквоградом звался он». Заселяем город по мере
знакомства с буквами.
Выбор последовательности изучения звуков и букв является принципиальным
моментом в вопросе обучения ребенка с речевыми нарушениями, так как
нельзя изучать букву, обозначающую ещё отсутствующий в речи ребёнка
звук. Мы придерживаемся последовательности изучения звуков и букв,
предложенной Галиной Амосовной Каше.
С первых занятий пытаемся довести до сознания детей разницу между
гласными и согласными звуками. В этом помогает прием из «Школы клоунов»
Э.Н.Успенского. Мы поем «разницу между гласными и согласными»: «В лесу
родилась А-А-А . В лесу она У-У-У и т. д.» Согласные петь не удобно.
Итак, правильное обучение начинается со звукового анализа. Как показал
Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слова необходим определённый способ
действия со словом: интонационное подчеркивание (интонирование).
Первоначально образец такого произнесения демонстрирует логопед.
Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных
и соноров.
Чтобы дети приняли и поняли этот прием, хорошо ввести игру построенную
на звукоподражании.
– Давайте поговорим на пчелином языке. Как будто мы пчелки. Вот так:
«Давайте дружжжить! Ты где жжживешь?»
Потом дети сами придумывают слова на «пчелином языке», проговаривая
слова с длительным протяжением каждого звука, ребенок соотносит
количество звуков с графической схемой слова и заполняет её условными
значками — фишками. Более эффективно овладеть звуковым анализом помогает
слоговой анализ. Деление на слоги способствует выделению гласных. Опора
на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения
и письма, как пропуски гласных или их добавление, так как при опоре на
внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают
согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные
воспринимаются как оттенки согласных звуков.
В начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают разницу в
начертании оптически сходных букв. Что приводит к их замене на письме
или к неправильному написанию некоторых букв. К сожалению, у некоторых
детей такие ошибки имеют очень устойчивый характер и не исчезают без
специальной работы над ними.
Источник: http://logoportal.ru/10075/.html
Источник: http://logoportal.ru/10075/.html
С уважением, Антонова Елена Анатольевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий