вторник, 21 января 2014 г.

Профилактика дисграфии


Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: рече-слуховой, рече-двигатедьный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии.
Замена и искажения букв стали довольно распространенной проблемой начальной школы, и педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Предлагаю дома выполнять с  детьми 6-7 лет серию заданий, направленных на профилактику дисграфии.


Занимательные задания:
Звуковые игры Итак, звуковые игры. Какие они? Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К». На следующее утро поменяйте звук. Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попутешествовать по карте». То есть мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи. Следующий шаг — знакомство со сказочным городом, где «родились все буквы». «Есть на речке на Чернильной город маленький не пыльный. С незапамятных времен Буквоградом звался он». Заселяем город по мере знакомства с буквами. Выбор последовательности изучения звуков и букв является принципиальным моментом в вопросе обучения ребенка с речевыми нарушениями, так как нельзя изучать букву, обозначающую ещё отсутствующий в речи ребёнка звук. Мы придерживаемся последовательности изучения звуков и букв, предложенной Галиной Амосовной Каше. С первых занятий пытаемся довести до сознания детей разницу между гласными и согласными звуками. В этом помогает прием из «Школы клоунов» Э.Н.Успенского. Мы поем «разницу между гласными и согласными»: «В лесу родилась А-А-А . В лесу она У-У-У и т. д.» Согласные петь не удобно. Итак, правильное обучение начинается со звукового анализа. Как показал Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слова необходим определённый способ действия со словом: интонационное подчеркивание (интонирование). Первоначально образец такого произнесения демонстрирует логопед. Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров. Чтобы дети приняли и поняли этот прием, хорошо ввести игру построенную на звукоподражании. – Давайте поговорим на пчелином языке. Как будто мы пчелки. Вот так: «Давайте дружжжить! Ты где жжживешь?» Потом дети сами придумывают слова на «пчелином языке», проговаривая слова с длительным протяжением каждого звука, ребенок соотносит количество звуков с графической схемой слова и заполняет её условными значками — фишками. Более эффективно овладеть звуковым анализом помогает слоговой анализ. Деление на слоги способствует выделению гласных. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление, так как при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков. В начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают разницу в начертании оптически сходных букв. Что приводит к их замене на письме или к неправильному написанию некоторых букв. К сожалению, у некоторых детей такие ошибки имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.

Источник: http://logoportal.ru/10075/.html
Профилактика дисграфии у дошкольников

Источник: http://logoportal.ru/10075/.html

С уважением, Антонова Елена Анатольевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий